Аюрведа о молоке.

Головинов Андрей.

Аюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям.

Почему же молоку придаётся такая важность? В качестве обоснования можно выделить ряд причин: 

  • сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств:
    • вришйа - является афродизиаком[1], питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения;
    • оджасйа (ojasya) - увеличивает оджас (эссенцию тканей);
    • дипана (dīpana) - усиливает огонь пищеварения;
    • дживанийа (jīvanīya) - поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей;
    • принана (prīṇana) - удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани;
    • манаскар (manaskar) - улучшает деятельность ума;
    • балйа (balya) - даёт силы;
  • молоко поддерживает защитные механизмы организма (vyādhikṣamatva, иммунитет), что проявляется в усилении способности сопротивляться началу болезни (vyādhi utpad pratibandhakatva), а также в активном сопротивлении её развитию и в ослаблении силы болезни (vyādhi bala virodhitvam);
  • молоко anekauṣadhi-rasaprasādaṃ prāṇadaṃ - есть дар, который составляет суть многих лекарств, дающих жизнь (Су Су.45.48);
  • молоко относится к группе сарвасатмйа (sarvasatmya) продуктов - полезных всем (sarva-prāṇabhṛtāṃ - всем живым существам), полезных в любом возрасте (jātisātmyāt - с рождения), об этом говорится в Сушрута Самхите, Сутрастхана, глава 45, 48-49.

Мнения о том, что молоко по определению не усваивается, вызывает метеоризм, аллергии и другие проблемы со здоровьем, ошибочны, то есть являются заблуждениями. Подобные последствия могут быть вызваны даже неправильным приёмом простой воды. Если у человека нет проблем с пищеварением, а также сопутствующих заболеваний, правильно приготовленное молоко, принятое в меру, нормально усвоится и будет питать тело.

Более того, считается, что коровье молоко – лучшее (по отношению к другим видам молока), поскольку является лучшим расаяна-дравья (омолаживающей, восстанавливающей, увеличивающей продолжительность жизни субстанцией), а также сильнее других видов молока увеличивает оджас (основу иммунитета).

Качества и действие молока.

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

svādu-pāka-rasaṃ snigdham ojasyaṃ dhātu-vardhanam || 20 ||

vāta-pitta-haraṃ vṛṣyaṃ śleṣmalaṃ guru śītalam |

prāyaḥ payo 'tra gavyaṃ tu jīvanīyaṃ rasāyanam || 21 ||

kṣata-kṣīṇa-hitaṃ medhyaṃ balyaṃ stanya-karaṃ saram |

śrama-bhrama-madā-lakṣmī-śvāsa-kāsāti-tṛṭ-kṣudhaḥ || 22 ||

jīrṇa-jvaraṃ mūtra-kṛcchraṃ rakta-pittaṃ ca nāśayet |

Любое молоко имеет сладкий вкус и випака[2], маслянистое, укрепляет оджас, питает ткани, успокаивает вату и питту, является афродизиаком[3], увеличивает капху; оно тяжелое и холодное. Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, болезни бедности и неудачливость[4], затруднения дыхания, кашель, патологическую жажду и голод, хроническую лихорадку, трудности с мочеиспусканием и кровотечения. Оно также применяется при лечении алкоголизма[5].

Как видно из описания, положительных эффектов много. Они возникают при правильном употреблении молока. Да, молоко увеличивает капха-доша. Да, оно тяжёлое, холодное и маслянистое. Но все, так называемые, «негативные» эффекты вызваны именно этими природными свойствами молока при его неправильном употреблении (например, чрезмерное количество, неправильное приготовление, употребление холодного молока и др.). Правильное употребление молока приносит благо в любом возрасте, особенно оно полезно при истощении, для детей и пожилых людей.

Тёплое молоко коровы, только что надоенное (dhāroṣṇa), - увеличивает силы; оно лёгкое и охлаждающее. Такое молоко подобно нектару. Оно уравновешивает три доша и стимулирует пищеварение. Но, остыв после дойки, оно выводит из равновесия три доша.

Регулярное употребление холодного молока, наряду с другими факторами, может привести к ревматическим заболеваниям; в то время как тёплое, только что надоенное молоко (dhāroṣṇa) не оказывает подобного патологического действия. Коровье молоко полезно, когда оно в состоянии dhāroṣṇa, или когда оно правильно приготовлено. Козье молоко полезно, когда оно остужено после кипячения.

Молоко от коровы чёрного цвета - лучшее по качествам, оно успокаивает три доша. Молоко от коровы кремового цвета успокаивает вата- и питта-доша. Молоко от белой коровы увеличивает капха-доша, и оно более тяжёлое для пищеварения.

Действие молока, принятого в различное время.

Молоко полезно принимать, прежде всего, в дневное время. Молоко, принятое в полдень, питает и действует как афродизиак, а также как стимулятор пищеварения, аппетита; оно увеличивает силы, успокаивает капха- и питта-доша; облегчает расстройства мочеиспускания. Молоко, принятое утром, даёт силу, укрепляет тело, поддерживает огонь пищеварения. Молоко, принятое вечером, успокаивает три доша, увеличивает силы у детей, улучшает зрение, стимулирует сперматогенез, лечит истощение и другие болезни. Однако если молоко принято на ночь, то не следует сразу ложиться спать, пока оно не переварится. Если человек спит сразу же после приёма молока, он сокращает продолжительность своей жизни. Также не следует принимать молоко сразу после ужина, иначе оно может не перевариться.

Аюрведа-саукхйам Тодарананды (6.21b-21a) утверждает:

rātrau kṣīraṁ na seveta seveta yadi na svapet ||21|| 

yadi svapeddharatyāyustasmātpathyaṁ divā payaḥ |

Ночью не следует принимать молоко, употребив же его — не следует спать, пока оно не переварится. Молоко сокращает жизнь, если человек спит сразу после его приёма, поэтому благотворным является употребление молока днём.

Противопоказания.

Не следует использовать в пищу молоко, чей цвет и вкус изменились, которое прокисло (но ещё не стало простоквашей) или испортилось. Его нельзя употреблять смешанным с кислым или солёным вкусами, с любыми фруктами, включая бананы (Чарака-самхита Су.26.84: moca payasā saha viruddham - банан с молоком не сочетается), поскольку такое сочетание способно рождать многие недуги, например, тяжёлые кожные заболевания (kuṣtha).

Кроме того, молоко не показано при подавленном агни (agnimandya), начинающейся лихорадке (navajvara), амадоша (болезненных состояниях, связанных с накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи) и при других патологических состояниях, чаще всего, капха-этиологии.

Показания.

Правильно приготовленное молоко особенно полезно для тех, у кого сильный (и даже патологически сильный) огонь пищеварения, и для тех, кто истощён. Молоко способствует образованию грудного молока у кормящих матерей.

Кроме того, молоко показано при следующих расстройствах: сильная жажда или сильный голод, хроническая лихорадка, потеря сил, кровотечения, отёки, изжога, болезни сердца (только вата-типа и с уравновешенным агни), диарея, травмы груди, расстройства мочеиспускания и др. Однако в большинстве перечисленных патологий молоко - лишь часть рациональной терапии.

Молочная пенка (kṣiīra phena) успокаивает три доша, поскольку обладает качеством лёгкости (laghu) и маслянистости (snigdha); она охлаждает (śīta virya). Она усиливает аппетит, огонь пищеварения и даёт силы. Она полезна при диарее (atisāra), подавленном агни (agnimāndya) и хронической лихорадке (jīrṇajvara). Она лечит колики (śūla), отёки (śopha), амадоша (āmadoṣa), кашель (kāsa) и перемежающиеся лихорадки (viṣama jvara); раны груди (uraḥ sandhāna), икоту (hikkā) и одышку (śvāsa).

Приготовление молока.

Молоко, остывшее после дойки, - тяжёлое для пищеварения. Подогретое и принятое тёплым, оно успокаивает (в большей степени) капха- и вата-доша; подогретое и остуженное, - успокаивает питта-доша.

Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):

payo ‘bhiṣyandi gurv āmaṃ yuktyā śṛtam ato ‘nya-thā || 28 ||

bhaved garīyo ‘ti-śṛtaṃ dhāroṣṇam amṛtopamam |

Употребление неправильно приготовленного молока вызывает избыточную секрецию слизи (и, как следствие, блокировку каналов) и тяжесть.

Текст Маданапала Нигханту (8.83) дополняет:

āmamāmapradaṃ ksīramabhiṣyandakaraṃ guru

Некипячённое молоко (принятое без приготовления) слизеобразующее и тяжёлое [для пищеварения], оно даёт амадоша  (эндогенные токсины, рождённые накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи).

Употребление правильно приготовленного молока вызывает противоположные эффекты. Однако если молоко кипятится, оно становится тяжелее и жирнее, пропорционально испарению.

Парное молоко (dhāroṣṇa) – идеальное молоко, проявляющее только положительные свойства.

Если молоко остыло после дойки или постояло, его нужно снова сделать подобным парному. Для этого добавляют немного специй, подходящих для состояния пищеварения и конституции. Это необходимо для того, чтобы противостоять природной тяжести и холоду молока. Затем молоко три раза доводят до начала кипения, но не кипятят. После этого нужно несколько раз перелить молоко с большой высоты из одного сосуда в другой, чтобы насытить его воздухом и тем самым облегчить ещё больше.

Молоко не должно быть горячим, чтобы не обжигать. При избыточной питта-доша его следует принимать слегка тёплым, немного остуженным. Количество молока подбирается по силе пищеварения – оно не должно вызывать тяжесть во время и после усвоения, или избыток капха-доша.

Литература:

  1. AHS (Ashtanga Hridaya Samhita) [sanskrit text, aṣṭāṅgahr̥dayasaṃhitā] – E-source: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/ind/aind/klskt/vagbhata/vagbhahs/vagbh.htm
  2. Materia Medica of Ayurveda based on Ayurveda Saukhyam of Todarananda. – Concept publishing company, New Delhi, 1980. – 747 стр.
  3. Молоко. Статья Андрея Головинова.
  4. The Milk Tale in Ayurveda. By Dr. K.K. Harikrishnan (B.A.M.S.). Palakkad, Kerala, India.
  5. Text Book of Dravyaguna. By Dr. K. Nishteswar. – 682 стр.

Источник: Аюрведика.


[1] Афродизиак: вещество, стимулирующие или усиливающие половое влечение или половую активность. Прим. автора.  

[2] vipāka – विपाक – метаболический эффект пищи или лекарства в стадии конечной ассимиляции вещества тканями тела. Сладкий випака имеет анаболический эффект.

[3] vṛṣya – वृष्य – афродизиаки — средства, в целом повышающие жизненные силы организма, в том числе усиливающие половую способность.

[4] alakṣmī – अलक्ष्मी – злая судьба, неудача, несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни, вызванные этими состояниями

[5] mada — मद — буквально означает «опьянение». Суть в том, что все качества алкоголя полностью противоположны оджасу.


 
Распространение материалов приветствуется со ссылкой на сайт rodobogie.org и автора публикации.